Проектант - фирма "Си Тех"
(2021-22)
Концепция - Gunther Migeotte (Icarus Marine), П.В. Ежов
Дизайн экстерьера
- Н.Ю. Целоухов (дизайн-студия "Си Тех")
Главный конструктор - Р.М. Простотин
Заказчик - Восточно-Сибирское речное пароходство
Заводы - ССЗ "Вымпел" (г. Рыбинск), Иркутская РЭБ флота
(2022-2023)
Назначение судна пр. HSC150B - скоростные пассажирские
перевозки на магистральных речных и озерных линиях. Тип корпуса -
hysucat* - корпус остроскулый с обводами катамаранного типа с
крыльевым устройством.
Условия эксплуатации - судно может эксплуатироваться по своему
назначению круглогодично на чистой ото льда воде, в крыльевом или
водоизмещающем режиме, в зависимости от погодных условий. Район
плавания - бассейны разряда "М", в том числе, на озере Байкал.
Проектом предусмотрена высадка пассажиров на необорудованный берег.
Строительство скоростных судов такого типа - новый опыт для
судостроителей России. Созданию скоростного катамарана на подводных
крыльях способствовал запрос на проект скоростного судна с жесткими
требованиями по скорости, мореходности, осадке и расходу топлива.
Концепция судна базировалась на опыте создания морских судов нашего
друга и партнера, известного специалиста‑гидродинамика Гюнтера
Межотта (Gunther Migeotte) и его учителя профессора Вернера Хоппе (Werner
Hoppe).
Отличительные особенности судов проекта HSC150B от судов Хоппе типа
HYSUCAT (Hydrofoil Supported CATamaran): расположение крыльев
относительно корпусов, конфигурация крыльев, степень динамической
разгрузки, сочетание крыльевого устройства с волнопронизывающими
корпусами большого удлинения.
В ходе реализации проекта HSC150B удалось добиться того, что не
менее 90 процентов оборудования, материалов и комплектующих для
судна изготовлены в России
Согласно договору, подписанному АО "ССЗ "Вымпел", АО "Восточно-Сибирское
речное пароходство" и АО "Машпромлизинг" строятся два судна проекта
HSC150B. Строительство ведется в кооперации с
ремонтно-эксплуатационным предприятием Иркутска.
Эксплуатация катамаранов планируется с навигации 2023г
на озере Байкал. Суда получили наименования "Сарма"
и "Селенга" в честь байкальских ветров и
одноименных рек, впадающих в Байкал.
Краткий очерк о
судах на телеканале "Вести-Приволжье" (31.05.22)
>>
Телеканал "Вести-Иркутск"
о катамаранах (02.11.22):
"Таких
судов нет не только в этом регионе, их нет и в Российской Федерации.
Будем надеяться, что это будет родоначальник серии подобных
теплоходов", — говорит зам. глав. инженера ВСРП Александр Морозов.
"Их отличие от остальных в том, что они сочетают в себе уникальные
качества: это невысокая глубина осадки судна, которая позволяет нам
подходить достаточно близко к берегу в тех местах, где не могут
подходить большие суда, и высокая скорость. 60 км/ч для
пассажирского судна — это достаточно высокая скорость", — говорит
главный инженер ВСРП Алексей Сидоренко. |
* Судно типа
Hysucat
-
катамаран с системой подводных крыльев, размещенных в
габаритах наибольшей ширины корпуса или незначительно превышающем
ее.
По сравнению с глиссером,
имеющим такую же скорость, hysucat расходует на 40% меньше топлива и
несет на 8% больше полезной нагрузки.
По сравнению с традиционным
СПК со стационарными подводными крыльями hysucat может
эксплуатироваться на меньших глубинах, меньше зависит от перегрузки,
имеет относительную простоту конструкции ПК, при этом исключается
ситуация невыхода на крыло.
|