Во
время Великого посольства, в Англии, ПетрI рассчитывал на помощь и
поддержку в изучении морского дела со стороны английского короля
Вильгельма III Оранского, с которым лично познакомился еще в Голландии.
При встрече король подарил русскому царю (небывалый случай!) небольшую
элитную (22,86 м) 20-пушечную яхту "Royal Transport",
построенную по чертежам адмирала лорда Кармартена. Яхта отличалась не
только красивым убранством и внутренней поистине королевской отделкой,
но и прекрасными мореходными качествами. В 1698 году яхта пришла в
Архангельск. Большой нужды в Архангельске в ней не было, и в 1715 году
Петр приказал передать яхту окрепшему Балтийскому флоту, в том числе и
для того, чтобы иметь ее поблизости в Петербурге. При переходе морем она
попала в шторм и разбилась у Норвежских берегов.
"Пусть заводятся и на других озерах, реках и прибрежьях вашей обширной
России другие такие же потешные эскадры. В этих флотилиях и эскадрах
лежит будущность нашего флота..." ("Сын отечества", 13 сентября 1863
г.).
Возникновение парусного спорта в России также связано с именем
Петра I. Испытывая большую нужду в хорошо обученных матросах и офицерах
для молодого русского флота, Петр I использовал для подготовки моряков
малые суда. В частности, "для увеселения народа, наипаче же для лучшего
обучения и искусства по водам и смелости в плавании" Петр I в 1713 г.
учредил в Петербурге "Потомственный Невский флот" - прообраз всех
современных яхт-клубов, отечественных и зарубежных.
Организация Невского флота завершилась в 1718 г., когда по указу Петра
различным лицам и государственным учреждениям были розданы гребные
лодки-верейки, парусные яхты и буера с одним лишь условием - содержать
их в порядке. Все они были построены на специально созданной для этой
цели "Партикулярной верфи". Во главе Невского флота Петр поставил одного
из лучших моряков - стольника Ивана Потемкина, прозванного впоследствии
"Невским адмиралом". Невский флот имел четкую, хорошо продуманную
организацию и свои, утвержденные Адмиралтейств-коллегией устав и флаг.
Составленный лично Петром I Устав строго регламентировал деятельность
Невского флота, определял обязанности владельцев судов и содержал
наставления по использованию, ремонту и хранению судов и их парусного
вооружения. Были в нем также практические указания по производству
эволюции во время совместного плавания, таблица необходимых сигналов и
т. п.
Придавая большое значение деятельности Невского флота, Петр лично
участвовал почти во всех его выходах к Ладоге или к острову Котлин.
После смерти Петра Невский флот распался. Он не был яхт-клубом в
современном понимании, да и понятия такого тогда не существовало. Но по
своей форме (наличие специально построенных судов, свой флаг и устав,
особая одежда для экипажей судов) и задачам (организация и подготовка
людей для службы на море в сочетании с отдыхом и развлечениями на воде)
Невский флот был прямым предшественником отечественных яхт-клубов.
См. также -
Происхождение термина ЯХТА
|